Конституционный суд РФ лишил глав муниципалитетов народного мандата


Кавполит, 6 дек. 2015   –   kavpolit.com



Закон об отмене прямых выборов прошел проверку на соответствие Конституции

Фото: refugee.ru

Фото: refugee.ru

usahlkaro Расул Кадиев юрист

Конституционный суд Российской Федерации 1 декабря огласил постановление по запросу 90 депутатов Государственной думы о соответствии Основному закону системы избрания глав муниципальных образований. Посмотрим, к каким последствиям приведет принятие этого постановления, – на примере Дагестана.

Недобросовестные субъекты

Заявители посчитали, что региональные власти злоупотребляют нормами ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»: они могут произвольно решать как будет избираться глава села или города, без учета мнения самих муниципалитетов и их жителей; в районные собрания могут входить лица, не имеющие мандата от самого населения.

Заявители привели в пример закон Иркутской области, установивший безальтернативную модель организации власти в Иркутске. Депутаты просили проверить указанные законоположения на соответствие Конституции РФ.

Постановление КС поставило под сомнение легитимность глав сельских муниципалитетов, избранных через конкурсные комиссии

1 декабря Конституционный суд огласил постановление, в котором оспариваемый закон в целом признан соответствующим Конституции с учетом следующего толкования:

– наделение муниципальных депутатов правом избирать глав муниципальных образований через конкурс обосновано только на уровне районов и городов, но не всех подряд, а имеющих особую территориальную значимость и государственные полномочия (столицы субъектов, муниципальные районы);

– в отношении других городов субъекта должны применяться законодательно закрепленные критерии «включая степень концентрации возлагаемых на них публичных функций и задач, по своему характеру имеющих государственное значение»;

– главы поселений, «избранных представительными органами поселений из числа кандидатов, представленных конкурсной», не могут быть депутатами районных собраний;

– закон не гарантирует только прямые выборы глав поселений.

Дагестанский пример

Республика пошла по самому радикальному пути использования ФЗ -131: повсеместно были отменены прямые выборы местных глав, а муниципалитеты лишены права выбирать модель структуры власти.

Для этого приняли закон РД от 16.09.2014, а через пять месяцев внесли в него изменения, в результате которых села, города и районы республики получили только одну модель власти: глава руководит администрацией и избирается через конкурсную комиссию.

Дагестан пошел по пути наиболее радикального использования ФЗ-131, повсеместно отменив прямые выборы

Закон от 30 апреля 2015 года N44 установил, что глава Махачкалы и главы внутригородских районов тоже избираются депутатами через конкурсные комиссии. На ноябрьской сессии республиканского парламента во втором чтении приняли Закон РД «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан», который должен был заменить несколько одновременно действующих законов о местном самоуправлении в республике. Но документ еще не был подписан и не стал законом.

Также в производстве Верховного суда РД находится административный иск об оспаривании положений закона РД от 16.03.2015, отменяющих прямые выборы. Судебное заседание назначено на 15 декабря.

Нелегитимные мэры

13 сентября почти в 600 муниципалитетах Республики Дагестан прошли выборы представительных органов власти. Одновременно началась процедура избрания глав районов, городов и сел через конкурсные комиссии. Районные собрания формируются из депутатов и глав администраций сел. Анализ данных избиркома Дагестана за 2010 год показывает, что у 30 из 42 районных собраний в 2015 году истекли полномочия. Через конкурсные комиссии обновилось руководство пяти дагестанских городов.

КС усомнился в наличии народного мандата у сельских глав, избранных через конкурс, глав городов и районов республики

Постановление КС РФ не отменило напрямую избрание глав сельских муниципалитетов через конкурсные комиссии, однако поставило под сомнение их легитимность:

«Участие в конкурсном отборе на должность главы городского, сельского поселения, избираемого представительным органом муниципального образования, не обусловлено наличием у кандидата напрямую полученного от населения мандата, в связи с чем его избрание главой городского, сельского поселения по решению представительного органа муниципального образования хотя и дает основания для причисления – в системе действующего правового регулирования – к выборным должностным лицам местного самоуправления, не может считаться адекватным конституционно-правовым способом легитимации для целей вхождения в состав представительного органа муниципального образования более высокого уровня как органа народного представительства».

Фактически, КС поставил под сомнение наличие народного мандата не только у сельских глав, избранных через конкурс, но и у глав городов и районов республики.

Применение рецепта

Суд указал в резолюции:

«Субъектам Российской Федерации надлежит привести законодательное регулирование в сфере организации муниципальной власти в соответствие с правовыми позициями, выраженными в настоящем постановлении.

В случае формирования в каком-либо муниципальном образовании органов местного самоуправления вопреки выявленному в настоящем постановлении конституционно-правовому смыслу эти органы местного самоуправления продолжают функционировать до конца срока, на который они были избраны (сформированы).

Избранные представительными органами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, подлежат замене представителями из числа депутатов представительных органов поселений».

Как правильно применять рецепт, выписанный Конституционным судом в Дагестане?

Во-первых, в 30 районных собраниях должны появиться дополнительные депутаты от сел, где главы отстранены КС РФ от участия в работе в райсобраниях.

Постановление КС даст оппозиции возможность инициировать иски о признании незаконным избрание глав через конкурс

Во-вторых, как прямо указал КС РФ, уставы сельских поселений, в которых еще не успели внести изменения с отменой выборов глав через конкурс, должны остаться прежними.

В-третьих, принятый на ноябрьской сессии парламента закон «О некоторых вопросах организации местного самоуправления в Республике Дагестан» не подлежит подписанию главой РД и должен быть направлен обратно в парламент для приведения в соответствие с принятым конституционным постановлением.

Народное собрание, скорее всего, выберет из ст.36 ФЗ -131 вариант избрания главы сельского поселения из числа депутатов с одновременным занятием им поста главы администрации.

Но тогда он утрачивает мандат депутата, а это приведет к постоянным довыборам, либо поголовной партийной системе на сельском уровне, что еще хуже.

Есть также риск того, что постановление КС даст местной оппозиции возможность инициировать иски о признании незаконным избрание глав через конкурс (процессуальные либо иные нарушения), чтобы после отмены избрания провести выборы главы из депутатского корпуса либо на всенародных выборах.

0 Распечатать

This entry passed through the Full-Text RSS service - if this is your content and you’re reading it on someone else’s site, please read the FAQ at fivefilters.org/content-only/faq.php#publishers.

Сегодня в СМИ

Сергей Удалов


Самое обсуждаемое



Свежие комментарии



Ранее на эту тему

Глобальные вызовы, обрушившиеся на Россию после эпохального решения о воссоединении с Крымом, связанные с экономическими санкциями, […]
T34 Сегодня 14:06 911 14.23 В Минобороны РФ ответили на абсурдные заявления США по Сирии Заявления представителей Пентагона и Госд […]
Оказывается, есть в России институт, действие которого направлено на воспитание в нашем народе отрицательного отношения к логическому […]
Приходилось ли Вам когда-нибудь ловить себя на мысли о том, что только что произошедшее событие или место, в котором вы находитесь, к […]